Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Взаимодействие образовательной организации и семьи является важной темой, которая имеет огромное значение в современном образовательном процессе. Стремительное развитие общества и постоянные изменения в сфере образования требуют активного и эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся.
Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сотрудничество семьи и школы имеет непосредственное влияние на успех обучения детей. Исследования показывают, что дети, чьи родители активно участвуют в образовательном процессе, достигают более высоких результатов в учебе и имеют больше шансов на успешную карьеру в будущем. Во-вторых, современная семья сталкивается с различными вызовами и проблемами, такими как отсутствие времени и знаний для помощи детям в обучении, деструктивное влияние информационных технологий и интернета и т.д. Поэтому, разработка методов и форм взаимодействия между образовательными учреждениями и семьей может быть отличной поддержкой для родителей в воспитании и обучении своих детей.
Таким образом, определена проблема исследования: отсутствие времени и знаний для помощи детям в обучении.
Цель исследования заключается в определении оптимальных методов и форм взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями в целях повышения успеха обучения детей.
Объект исследования: процесс взаимодействия образовательной организации и семьи.
Предмет исследования: методы и формы взаимодействия образовательной организации и семьи.
Гипотеза исследования: эффективное взаимодействие образовательной организации и семьи, основанное на участии родителей в образовательном процессе и использовании новых технологий коммуникации, приведет к улучшению результатов обучения детей.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) определить сущность понятий «образовательная организация» и «семья»;
2) проанализировать роль образовательной организации во взаимодействии с семьей;
3) изучить важность активного участия семьи в образовательном процессе;
4) рассмотреть методы взаимодействия образовательной организации и семьи;
5) исследовать формы взаимодействия образовательной организации и семьи;
6) продемонстрировать совместные мероприятия и проекты.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, в каждом из которых реализуется одна из поставленных и обозначенных выше задач, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. теоретическое исследование взаимодействия образовательной организации и семьи: методы и формы
1.1. Сущность понятий «образовательная организация» и «семья»
Определение взаимодействия образовательной организации и семьи относится к процессу взаимодействия и сотрудничества между учебным заведением и семейным окружением учащихся. Эта тема имеет важное значение для развития и успешного образования детей, поскольку она предполагает сотрудничество и партнерство между двумя основными воспитательными институтами - школой или другим образовательным учреждением и семьей.
Взаимодействие образовательной организации и семьи составляет важную часть всего процесса образования, поскольку оно обеспечивает условия для эффективного развития учащихся. Взаимодействие происходит на разных уровнях - индивидуальном, групповом и общем сообществе.
На индивидуальном уровне взаимодействие предполагает установление и поддержку персонализированной связи между представителями образовательной организации, такими как учителя или советники, и семьей учащегося. Данное взаимодействие может включать регулярные индивидуальные встречи, обмен информацией о достижениях и проблемах учащегося, а также разработку индивидуализированных планов обучения и поддержки.
На групповом уровне взаимодействие организуется через родительские комитеты, родительские собрания или другие формы коллективного общения. В рамках этих мероприятий родители и представители образовательной организации могут обсуждать общие вопросы и проблемы, а также принимать решения, касающиеся образования и благополучия детей.
Общее взаимодействие образовательной организации и семьи осуществляется через создание дружественной и поддерживающей образовательной среды. Это может включать регулярные информационные бюллетени, родительские тренинги и семинары, родительские порталы и другие инициативы, направленные на укрепление связи и сотрудничество между образовательным учреждением и семьей.
Все эти формы взаимодействия имеют целью формирование партнерских отношений между образовательной организацией и семьей, таких как взаимное уважение, доверие и понимание. Важно отметить, что взаимодействие образовательной организации и семьи является взаимным процессом, в котором оба партнера вносят свой вклад и делятся ответственностью за развитие и успех учащихся.
Образовательная организация - это учреждение, которое занимается предоставлением образования и обучением. Она является основным местом, где дети и молодежь получают знания, навыки и умения для своего развития и будущей карьеры. Образовательные организации могут быть разного типа, например, школы, колледжи, университеты, учебные центры и др. При этом они должны соответствовать определенным стандартам и требованиям, установленным законодательством.
Семья - это основная ячейка общества, состоящая из родителей и их детей (или других родственников, проживающих вместе). Семья создает благоприятные условия для жизни и воспитания детей, обеспечивает им физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Семейные ценности и традиции передаются из поколения в поколение, что способствует формированию личности и развитию ребенка. Семьи имеют различные структуры и характеристики, они могут быть многодетными, одинокими родителями, разными по культуре, религии и т.д.
Важно отметить, что образовательные организации и семьи взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в процессе воспитания и обучения. Образовательные организации играют важную роль в поддержке семей в воспитании и обучении детей. Они предоставляют детям доступ к качественному образованию, разнообразным учебным материалам, подготовленным и опытным педагогическим кадрам. Образовательные организации также могут содействовать развитию семей, предоставляя им информацию о правильном воспитании, психологической и педагогической поддержке.
Семьи, в свою очередь, играют активную роль в образовании своих детей, влияют на их учебные успехи, мотивацию и интерес к учению. Семейная поддержка и вовлеченность в образовательный процесс существенно способствуют успеху ребенка в учебе. Семьи могут участвовать в родительских комитетах, родительских собраниях, помогать с домашним заданием, обсуждать с детьми актуальные вопросы и проблемы образования.
Короче говоря, образовательные организации и семьи обладают важными функциями в развитии и воспитании детей. Совместное усилие этих двух сфер помогает детям получить качественное образование, развить потенциал и достичь успеха в будущей жизни. Опыт и знания профессионалов в этих областях позволяют максимально эффективно использовать ресурсы и возможности образовательных организаций и семей для обеспечения благополучия и успешного развития детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
3. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.
4. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.
5. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
6. Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания : учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. — Магнитогорск : МаГУ, 2013. — 68 с.
7. Безрукова, О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / О. Н. Безрукова // СОЦИС. — 2014. — № 1. — С. 66—81.
8. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
9. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание / В. Н. Вершинин. — Чебоксары : КЛИО, 2008. — 200 с.
10. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение : учеб, пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 384 с.
11. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. — СПб. : КАРО, 2009. — 296 с.
12. Гильманова, Л. В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Гильманова. — Казань, 2016. — 182 с.
13. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. — М. : Просвещение, 2011. — 158 с.
14. Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д. В. Григорьев, О. Ю. Кожурова // Классный руководитель. — 2012. — № 3. — С. 85—88.
15. Карнаухова, М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. — 2010. — № 2. — С. 68—74.
16. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учеб, пособие / Л. В. Карцева. — 2-е изд. — М.: Дашков и К0, 2012. — 224
17. Касимова, Т. Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т. Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 2. — С. 60—64.
18. Меркулъ, И. А. Проблема формирования психологопедагогической компетентности родителей / И. А. Меркуль // Актуальные проблемы психологического знания. — 2010. — № 4. — С. 41.
19. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М. : ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
20. Хрусталъникова, Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности / Н. А. Хрустальникова // Известия высших учебных заведений. — 2014. — № 3. — С. 19—25.
21. Щербакова, С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей / С. Н. Щербакова. — М., 2008. — 123 с.